МУЗЕЙ
«История города - история школы»
ГУО «Средняя школа № 1 г. Полоцка»
Музей был создан 01.09.1990 года директором школы Мурутковой Евгенией Константиновной.
Руководитель музея – Буленкова Елена Александровна, учитель истроии.
Председатель Совета музея – Телюк Ольга Геннадьевна, педагог дополнительного образования.
Характеристика помещения.
Отдельное помещение 42 кв.м., 2 окна без затемнения, сигнализация имеется.
Экспозиционная работа
В музее “История города – история школы” представлены стенды и экспозиции по темам:
- Древний Полоцк
- Развитие просвещения и образования
- Становление народного образования
- Рождение школы
- Никто не забыт - ничто не забыто
- Полоцк в годы Великой Отечественной войны
- Герои Советского Союза – полочане
- Тябут Д. В. – выпускник школы
- Учителя СШ №1 - участники войны
- Возрождение школы
- Смирновское движение
- Калейдоскоп школьной жизни
- Жыву ў Беларусі і тым ганаруся
- Экология и энергосбережение
- Духовно-нравственное воспитание
- Сердце отдали детям
Фондовая работа
Основной фонд 611 предметов, вспомогательный фонд - 68. Поступило в фонды со времени последней паспортизации - 67 предметов
Исследовательская работа
Проведённые экскурсии и музейные занятия дают толчок для написания исследовательских работ для конференций и конкурсов:
- Областные краеведческие чтения “Эврика”;
- 100 идей для Беларуси;
- Республиканские Туровские образовательные чтения;
- Свято-Евфросиньевские образовательные чтения;
- Международные научно-практические конференции (Великая европейская война).
Учащиеся исследуют факты военных преступлений на оккупированной территории Полоцкого района, работают с открытыми источниками информации и встречаются в музее с живыми свидетелями страшных событий войны.
Просветительская работа
Наш интерактивный проект “Музей в чемодане” очень популярен среди учащихся школы, родителей, жителей нашего микрорайона и города. 23 июня 2021 года он был представлен на площадке “Поезд Победы”.
21 апреля 2022 года на областном семинаре-практикуме по военно-патриотическому воспитанию в формировании патриотических ценностей учащихся с проектом ознакомился министр образования А.И. Иванец.
Результативность участия музея в конкурсах
- Областной этап республиканского конкурса музеев боевой славы (Диплом 2 степени)
- Областной этап республиканского конкурса “Духоўныя каштоўнасці рэгіёна ў змесце дзейнасці музея”(Диплом 2 степени)
- Республиканский конкурс музеев учреждений образования « Во славу общей Победы» к 75-летию Великой Победы (Диплом 2 степени)
- Участие в ХІХ Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи (г. Минск, апрель 2021 года)
Работа объединения по интересам на базе музея
- “Музейное дело”, “Юные краеведы”, “Юные экскурсоводы”, руководитель Телюк О.Г., педагог дополнительного образования;
- “Поиск”, руководитель Дементьев Р.В., педагог дополнительного образования.
Состав совета музея
- Буленкова Е.А. – руководитель музея, учитель истории
- Телюк О.Г. – председатель Совета музея, педагог дополнительного образования
- Балай Ангелина – заместитель председателя Совета музея
- Королёнок Т.М. – ответственная за организационно-методическую и исследовательскую работу музея, учитель истории
- Рубаник Анастасия, Климчук Захар – ответственные за поисковую деятельность музея
- Забусов Артём, Барсукова Анастасия – ответственные за научно-исследовательскую деятельность
- Гасымова Алина, Милаенко Елизавета – экскурсоводы
- Рабизо Александра – ответственная за проведение внеклассных мероприятий
- Таболич Е.А. – выпускница школы, учитель белорусского языка и литературы, ответственная за работу с ветеранами.
Цели, задачи и направления работы музея
Музей "История города - история школы" работает с 1 сентября 1990 года.
Цели и задачи:
- формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к истории страны, города и школы;
- воспитание гражданственности, патриотизма и национального самосознания учащихся на примере выпускников и педагогов школы;
- воспитание у школьников чувства уважения к старшему поколению, к ветеранам войны, оказание им помощи;
- развитие активности, познавательных интересов и способностей учащихся;
- формирование у учащихся практических навыков поисковой и исследовательской работы;
- расширение и углубление знаний учащихся по истории г. Полоцка на основе знакомства с краеведческим материалом.
Основные направления работы:
- обновление стендовых экспозиций музея;
- совершенствование поисковой работы школьников;
- использование новых технологий в научно-просветительской работе;
- взаимодействие музея с государственными и общественными организациями;
- участие в акциях и операциях, месячнике патриотической работы.
Положение
о музее «История города – история школы»
Общие положения
1.1. Музей «История города – история школы» (далее — Музей) является структурным подразделением Государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Полоцка» (далее — Учреждение).
1.2. Местонахождение, почтовый адрес музея учреждения образования: 214000, Республика Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Коммунистическая д.31.
1.3. Музей в своей деятельности руководствуется Кодексом о Культуре и Кодексом об Образовании, Положением о музее учреждения образования, Инструкцией о порядке создания и открытия музеев и экспозиций и другими государственными нормативными актами, а также настоящим Положением.
1.4. Музей учреждения образования самостоятелен в осуществлении своей творческой, экономической деятельности, а также в вопросах социального развития коллектива в пределах творческих и хозяйственных ресурсов.
Цели и задачи музея
2.1. Музей создан в Государственном учреждении образования «Средняя школа №1 г. Полоцка» в целях содействия приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.
2.2. Музей является одной из форм работы по развитию творческой, интеллектуальной деятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и пропаганды материалов источников по истории региона, имеющих воспитательную и научно познавательную ценность.
2.3. Цели и задачи музея учреждения образования.
Музей учреждения образования способствует:
- воспитанию у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, бережного отношения к истории и традициям своей школы;
- приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.
Задачами музея учреждения образования являются:
- использование культурных ценностей родного края для развития детей и подростков;
- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
- активная экскурсионно-массовая работа с учащимися;
формирование фонда музея учреждения образования и обеспечение его сохранности.
- осуществление воспитательной и образовательной деятельности музейными средствами;
- организация культурно-просветительной и иной деятельности, разрешенной законом, среди учащихся, родителей, педагогов и населения.
Содержание и формы работы
Музей учреждения образования принимает участие в выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно - патриотического и молодежного движения, районных и республиканских акциях и конкурсах, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.
Организация и деятельность музея
4.1 Общее руководство деятельностью музея учреждения образования осуществляет руководитель образовательного учреждения.
Директор школы:
4.1.1. Осуществляет контроль за организацией деятельности музея;
4.1.2. Назначает приказом по школе руководителя музея из числа педагогических работников;
4.1.3. Несёт ответственность за обеспечение условий сохранности музейного фонда;
4.2. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит ею совет, который выбирается на собрании актива музея учреждения образования. В составе совета 5 учащихся из 5-11 классов и педагогические работники.
4.2.1. Совет музея на своих заседаниях решает вопросы включения в Фонды музея поступивших в процессе комплектования памятников истории, культуры, природы, рассматривает и утверждает планы работы, экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности музея;
4.2.2. Работа актива музея учреждения образования организована по группам:
- поисковая группа - занимается сбором и систематизацией материалов и информации соответственно профилю музея;
- фондовая группа - занимается анализом и упорядочиванием фондов школьного музея;
- группа экскурсоводов - разрабатывает и проводит тематические экскурсии для учащихся и населения;
- группа журналистики - принимает участие в районных конкурсах тематических сочинений, исследований, акциях.
4.3.1. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея учреждения образования, назначаемый директором учреждения образования.
Руководитель музея учреждения образования:
4.3.2. Комплектует и организует работу ученического актива музея, с которым осуществляет плановую поисково-собирательную, учётно-хранительную, экскурсионную и выставочную работы;
4.3.3. Поддерживает связь: встречи, беседы, переписка, интервью со свидетелями, очевидцами, научными консультантами, представителями религиозных, общественных и государственных структур, и документирует полученные сведения в установленном порядке;
4.3.4. Ведёт в инвентарной книге учёт подлинных материалов, поступающих в музей, обеспечивает их систематизацию, правильное хранение и экспонирование;
4.3.5. Ведёт плановую научно-исследовательскую работу в архивах республики, библиотеках по комплектованию музейного фонда документов;
4.3.6. Обеспечивает связь музея учреждения образования с музеями района, области и республики
4.3.7. Несёт ответственность за работу музея по информированию педагогического коллектива и учащихся о деятельности музея.
Учет и обеспечение сохранности фондов музея
5.1. Все музейные предметы регистрируются в инвентарных книгах учета.
5.2 Ответственность за сохранность фондов музея учреждения образования несет директор образовательного учреждения.
5.3. Хранение в школьном музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с существующим законодательством.
Порядок внесения изменений в положение.
6.1. Изменения и дополнения в положение музея учреждения образования вносятся общим собранием педагогического коллектива по согласованию с руководителем образовательного учреждения.
Реорганизация и ликвидация музея учреждения образования
7.1. Вопросы о реорганизации (ликвидации) музея учреждения образования, а также о судьбе его коллекций решается советом образовательного учреждения и его администрацией по согласованию с вышестоящими органами образования.
Для передачи фондов музея учреждения образования в государственный или общественный музей создается специальная музейная комиссия.