Ресурсные центры
Трудовое обучение
Цель и задачи ресурсного центра
Цель: реализация приоритетных направлений развития системы образования посредством создания здоровьесберегающей, развивающей, предметно-пространственной среды для всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- повышение потенциала учреждения образования за счёт концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных и информационных ресурсов;
- создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
- выявление и координация учебных потребностей участников образовательного процесса;
- организационно-методическое сопровождение образовательного процесса по направлению работы ресурсного центра;
- ведение инновационной, проектной деятельности;
- эффективное использование имеющихся ресурсов.
Основные направления деятельности ресурсного центра
Организационно-диагностическая работа:
- организация и осуществление деятельности по пропаганде перспективного педагогического опыта работы;
- организация консультационной поддержки по вопросам функционирования ресурсного центра;
- организация и проведение научно-практических и теоретических конференций, семинаров, мастер-классов, практических занятий в рамках повышения квалификации педагогических работников.
Научно-методическая работа:
- участие педагогов в научно-исследовательской деятельности по направлению работы ресурсного центра;
- участие в реализации проектной, инновационной деятельности;
- осуществление издательской деятельности;
- разработка, реализация и сопровождение информационных ресурсов в сфере образования: программные продукты, электронные средства обучения, презентации и другое.
Работа с высокомотивированными учащимися:
- проведение конкурсов, конференций, олимпиад, фестивалей, выставок и других мероприятий;
- работа межшкольных факультативов;
- работа профильных лагерей;
- консультации.
Ресурсная база
1.Разработки учебных занятий по учебному предмету “Трудовое обучение”.
2.Контролько-измерительные материалы по учебному предмету “Трудовое обучение” (5-9 класс).
3.Теоретические и практические материалы для подготовки к олимпиаде.
4.Задания для проведения непрерывной олимпиады по учебному предмету “Трудовое обучение” (5-9 класс).
5.Разработки внеклассных мероприятий по учебному предмету “Трудовое обучение” (5-9 класс).
6.Материалы для организации исследовательской деятельности по учебному предмету “Трудовое обучение”.
7.Видеоматериали и мультимедийные резентации по учебному предмету “Трудовое обучение”.
8.Дополнительные материалы для изучения учебного предмета “Трудовое обучение” (5-9 класс).
9.Творческие работы учащихся.
Энергосбережение
Презентация регионального проекта
11 декабря 2015 года на базе ГУО "Средняя школа № 1 г. Полоцка" прошла презентация регионального проекта "Ресурсный центр как новый уровень обеспечения образовательного процесса". (для заместителей директоров Глубокского района)
Об участии в семинаре-тренинге
24 ноября 2015 года в городе Витебске представители учреждения образования: заместитель директора по учебной работе Завадская М.И., учитель белорусского языка и литературы Шаповалова Т.Н., учитель географии Пирог Т.Н. приняли участие в семинаре-тренинге для педагогов по преподаванию вопросов энергоэффективности на внеклассных/факультативных занятиях и включению вопросов энергоэффективности в учебный процесс, в ходе которого рассказали о деятельности педагогов по созданию человеческого ресурса формирования энергоэффективного образа жизни учреждения образования.
История создания Ресурсного центра по энергосбережению
Тема энерго- и ресурсосбережения не перестает быть значимой и актуальной на протяжении почти десятка лет, а с течением времени вопросы рационального потребления ресурсов Земли стоят ещё более остро.
ГУО "Средняя школа №1 г. Полоцка" одной из первых начала работу в области энергосбережения. Стимулом к данной деятельности послужило участие в конкурсе проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон – 2008» и конкурсе методических проектов по энергосбережению «Дом моей мечты». Победа в конкурсах дала нам возможность поделиться своими наработками и ознакомиться с достижениями коллег в деле воспитания у учащихся культуры экономии и бережного расходования энергоресурсов. Следует отметить, что методических и практических материалов на тот период было крайне мало, поэтому возникла необходимость аккумуляции имеющихся ресурсов энерго- и ресурсосберегающей направленности. Таким образом, в 2009 году в учреждении образования было положено начало созданию ресурсного центра по энергосбережению, который стал не только информационным пространством по пропаганде, обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и практическим центром.
ЦЕЛЬЮ работы ресурсного центра по энергосбережению является формирование и систематизация методических и практических материалов, концентрация и трансляция передового опыта в области рационального энергоресурсопотребления, координация мероприятий энергосберегающей деятельности.
В рамках цели ресурсный центр по энергосбережению решает следующие задачи:
- формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения деятельности в области энерго- и ресурсосбережения.
- методическое обеспечение проведения учебных и факультативных занятий, занятий по интересам, внеклассных мероприятий, направленных на воспитание культуры рационального энергоресурсопотребления, формирование навыков в области энергосбережения.
- организация на базе центра обучающей и просветительской деятельности с целью раскрытия сути государственной политики в области энергосбережения и экологии, пропаганды методов экономии энергоресурсов.
Образовательная деятельность ресурсного центра по энергосбережению
Один из важнейших видов деятельности учащихся в учреждении образования – учебная, возможности ее использования в формировании навыков эффективного энергопользования очень широки. Процесс познания не является замкнутым. С помощью него человек связывается с внешним миром. Каков этот внешний мир (его культура, общественное устройство, отношения людей), что этот мир ожидает от растущего человека – все это воспринимается учащимся, наполняет его сознание и чувства.
Основные направления образовательной деятельности:
интеграция вопросов энергосбережения в содержание учебных предметов;
разработка материалов для факультативных занятий и внеклассной работы с учащимися, в сфере дополнительного образования;
совершенствование форм и методов включения родителей в деятельность энерго- и ресурсосберегающей направленности.
Каждый педагог нашего учреждения образования понимает, что формирование культуры энергопотребления – путь к успешной социализации учащихся. Поэтому данные вопросы находят свое отражение в поурочных заданиях (мини-диктанты по русскому, белорусскому и английским языкам, тематические задачи по математике, физике, решение проблемных ситуаций на занятиях гуманитарного цикла, создание учебных проектов), во внеклассной и внеурочной, а также в научно-исследовательской деятельности.
Задачи воспитания и обучения учащихся в области ресурсосбережения на учебных занятиях
На I ступени общего среднего образования – это воспитание социальной и природоохранной ответственности, а также увлеченность нужным и полезным делом.
На II и III ступенях общего среднего образования – это воспитание ответственности за будущее планеты.
Обучение научно обоснованным методам рационального потребления ресурсов.
Вовлечение в выполнение индивидуальных и групповых исследовательских проектов, анализ их результатов.
В ресурсном центре по энергосбережению сформированы папки-накопители для организации и проведения факультативных занятий:
- «Азбука Берегоши» (2-4 класс)
- «Я, энергия и окружающая среда» (2-4 класс)
- «Школа Берегоши» (5 класс)
- «Основы энергоэффективности» (6 класс)
- «Основы энергоэффективности» (7 класс)
- «Энергия и окружающая среда» (5-8 класс)
- «Энергоэффективность: современное энергетическое производство» (8 класс)
- «Энергоэффективность: производственное и бытовое энергосбережение» (9 класс)
- «Энергоэффективность: энергопользование и экология» (10 класс)
Содержание папок-накопителей:
- Программное обеспечение
- Тематическое планирование
- Дидактические материалы (в определениях и схемах)
- Разработки факультативных занятий
- Практические материалы
Информационно-аналитическая деятельность ресурсного центра по энергосбережению
Цели информационно-аналитической деятельности центра
- Осуществление педагогической диагностики и мониторинга состояния интеграции вопросов энергосбережения в преподавание учебных дисциплин, уровня квалификации педагогических кадров, изменений грамотности учеников в области энерго- и ресурсосбережения.
- Информационно-аналитическое обеспечение образовательной, научной и управленческой деятельности школы по вопросам энергосберегающих технологий.
- Организация работы по созданию информационного банка передового педагогического опыта по вопросам экологического и энергосберегающего образования.
- Участие в подготовке и проведении конференций, педагогических советов, совещаний, семинаров, выставок и пр.
- Подготовка к изданию информационных материалов, каталогов и проспектов о деятельности школы по формированию основ культуры энерго- и ресурсосбережения.
Направления работы
- Создание единого информационного пространства.
- Координация инновационных проектных разработок по энергосбережению.
- Обеспечение взаимодействия всех служб как внутри школы, так и с другими учреждениями, работающими по проблемам энергосбережения.
- Размещение информации энергосберегающего характера на сайте школы.
- Информационно-методическая поддержка педагогов по проблемам энергосбережения в образовании.
- Организация методических совещаний, тренингов для учителей-предметников.
- Информационное обеспечение общешкольных открытых мероприятий.
- Обеспечение фото- и видеосъёмок по вопросам энергосберегающей деятельности в школе и прилегающем микрорайоне.
Информационная деятельность центра включает проведение конференций, совещаний, семинаров, лекций, мастер-классов, консультаций по вопросам энергосбережения. На данных мероприятиях педагоги знакомятся с основными задачами и целями экологического образования и энергосберегающего поведения, получают информацию о том, как помочь учащимся принять такие ценности и развить такие умения, которые позволят им выбрать индивидуальные и коллективные решения для улучшения качества жизни без угрозы для будущих поколений.
Одним из важнейших условий для формирования экологического мышления учащихся является необходимость в грамотной и доступной информации. Для получения учащимися объективной, соответствующей их возрасту информации об энергии и энергетических процессах, источниках энергии и их роли в жизни человека, правилах эффективного и экономного использования энергоресурсов, создания условий для понимания школьниками эффективного энергопользования и воспитания у них ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом мы разместили в кабинете ряд информационных стендов.
Информация, располагаемая на стендах, знакомит учащихся с элементарными методами, способами, приемами и средствами экономии, содействует формированию убеждения в важности личного вклада в энергосбережение.
Знаете ли вы, что (... мусор - это ресурс, лежащий не на своем месте? ... при вторичной переработке алюминия сберегается 95% энергии?)
Что еще можно сделать(Развивать системы вторичной переработки и раздельного сбора мусора)
Энергосберегающие лампы
Энергетические услуги
Обогрев помещений
Что вы можете сделать сами (Утеплить окна для устранения сквозняков)
Советы по сохранению хорошего микроклимата в классе
Простые меры (Выключайте свет, когда он не нужен)
Использование горячей воды (Знаете ли вы, что ... за год из крана вытечет 2000 литров, если из него вытекает 10 капель в минуту?)
Организационно-методическая деятельность ресурсного центра по энергосбережению
Создание учебно-методического центра энергосберегающего образования – одна из перспективных форм развития энергосберегающей культуры учащихся в образовательной системе школы.
Основной целью центра является координация деятельности в процессе непрерывного энергосберегающего образования, углубление знаний школьников в области окружающей среды, передача положительного опыта в социальной и природной сферах, исследование и критические оценки современной экологической, энергосберегающей ситуации региона; изучение истории развития общества во взаимосвязи с окружающей природной средой, формирование у учащихся энергосберегающего мышления.
Центр по энергосбережению является координирующей структурой пространства школы, предоставляет материальную базу для осуществления эффективного энергосберегающего образования в школе, городе, области.
Основные задачи центра в развитии культуры педагогов и учащихся:
- определение региональных особенностей, учет национальных и культурных традиций, природных и социально-экономических условий нашего региона; систематизация и расширение знания по экологическим аспектам энергопотребления и энергосбережения
- использование в образовании информации, актуальной для региона, организация учебно-воспитательного процесса, включающего лучшие традиции общечеловеческой и национальной культуры; формирование умений работать с литературными источниками, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам экономии и бережливости
- анализ, отбор и апробация программ энергосберегающего образования школьников, оценка состояния преподавания факультативных занятий «Основы энергосбережения», а также энергосберегающего образования в учебно-воспитательном процессе;
- внесение предложений по повышению эффективности энергосберегающего образования;
- участие в работе по повышению квалификации работников школы;
- оказание помощи педагогам в разработке учебно-программной документации и методического обеспечения факультативных занятий «Основы энергосбережения»;
- организация работы по созданию информационного банка передового педагогического опыта по вопросам энергосберегающего образования;
- определение основных направлений, форм, методов, педагогических технологий энергосберегающей деятельности школьников;
- разработка комплексного подхода по организации энергосберегающей деятельности учащихся;
- осуществление связей с различными структурами энергосберегающего образования района и города, области и республики;
- осуществление просветительской и практической деятельности в микрорайоне школы.
В центре представлены материалы по организации работы с учащимися в области энергосбережения из опыта работы учреждений образования Витебской области, которые изданы Витебским областным институтом развития образования. В сборниках представлены методические и дидактические материалы по организации работы с учащимися в области энергосбережения. Предлагается система информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, разработки уроков, внеклассных мероприятий для детей и родителей.
Имеется подборка журналов «Энергетическая стратегия». Цель печатных изданий – оказание информационной и экспертной поддержки организациям в области энергосбережения. На страницах журналов представлены описания энергосберегающих технологий и мероприятий. Особое внимание уделяется применению технологий в коммунально-бытовом хозяйстве.
Математика
Цель и задачи ресурсного центра
Создание ресурсного центра является важным звеном в развитии образования, обеспечении его необходимыми средствами, а так же позволяет организовать взаимодействие участников образовательного процесса, способствующее индивидуальному развитию и творческому росту учащихся и педагогов.
Цель работы ресурсного центра:
-реализация приоритетных направлений развития системы образования посредством создания здоровьесберегающей, развивающей, предметно-пространственной среды для всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Повышение потенциала учреждения образования за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных и информационных ресурсов;
- Содействие более качественной и результативной работе по подготовке к выпускным экзаменам и централизованному тестированию всех участников образовательного процесса;
- Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Направления деятельности ресурсного центра
Направления деятельности ресурсного центра:
- Разработка дидактических сценариев учебных занятий;
- Формирование банка методических и практических материалов для профильного обучения;
- Учебно-методическое обеспечение проведения факультативных занятий в рамках допрофильного обучения;
- Создание банка контрольно-измерительных материалов.
Ресурсная база
1. Разработки учебных занятий по учебному предмету «Математика».
2. Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Математика» 5–11 классы.
3.Теоретические и практические материалы для подготовки к олимпиаде.
4. Материалы для подготовки к централизованному тестированию по учебному предмету «Математика» 9–11 классы.
5 .Задания для проведения непрерывной олимпиады по учебному предмету «Математика» 5–11 классы.
6. Разработки внеклассных мероприятий по учебному преедмету «Математика» 5–11 классы.
7. Материалы для организации исследовательской деятельности в предметной области «Математика».
8. Презентации к учебным занятиям по алгебре и геометрии.
9. В помощь учителю.
10. Дополнительные материалы для изучения учебного предмета «Математика» на повышенном уровне.
11. Курс математики XXI века (подготовка к выпускным и вступительным экзаменам).
Материалы для подготовки учащихся к олимпиадам